КИТАЙСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров (рубеж III - II тыс. до н.э. Считалось, что уже тогда астрология не только существовала, но и была на службе у государства. Самые известные астролого-астрономические тексты в Китае (на гадальных пластинках) относятся к XV в. до н.э. На них уже отмечены группы ярких звёзд - "Огненные" (Скорпион), "Птичьи" (Гидра) и др. Наиболее древние известные китайские книги, содержащие сведения астрологического характера, относятся к середине I тыс. до н.э. Это "Шу цзин" ("Канон исторических писаний") и "Ши цзин" ("Книга песен"), составленные под редакцией Конфуция. События, описываемые в них, начинаются со времён легендарной династии Ся. В частности, сообщается, что уже тогда при дворе правителя существовали две официальные должности астрологов-чиновников.

На рубеже II - I тыс. до н.э. китайские астрономы разделили область неба, в которой перемещались Солнце, Луна и планеты, на 28 участков-созвездий и, кроме того, на 4 "сезонных" участка по 3 созвездия в каждом (аналог Зодиака). Как и в Египте и Месопотамии, этот пояс созвездий был ближе к небесному экватору.

В Древнем Китае за начало года было принято зимнее солнцестояние, за начало месяца - новолуние, за начало суток - полночь. Сутки делились на 12 "двойных часов" и, кроме того, по десятичной системе - на сто частей. Длина дня и ночи в частях изменялась от сезона к сезону. Названием двойных часов обозначались и месяцы. За начало летосчисления была принята расчётная дата, когда в день зимнего солнцестояния начало суток совпадало с новолунием, а все пять планет находились в одной стороне неба. 19-летний календарный цикл был открыт в Китае в VII в. до н.э. В это же время был изобретён гномон.

Китайские астрономы VIII - V вв. до н.э. уже знали о существовании Узлов Луны и даже об их перемещении по небу, что помогло им правильно определять условия наступления затмений. Любопытно, что солнечные затмения обычно считались неблагоприятными предзнаменованиями, в то время как лунные затмения особого интереса не вызывали и воспринимались как рядовые явления. В хронике "Чунь-цю" на протяжении 242 лет её ведения было отмечено 37 солнечных затмений. Самое раннее из них относится к 22 февраля 720 г. до н.э.

У китайцев существовали представления о пяти звёздных дворцах (гун): срединном, восточном, южном, западном и северном, которые соотносятся с символами этих направлений: Тай-и ("великая единица"), Цин-лун ("зелёный дракон"), Чжу-цяо ("красная птица"), Бай-ху ("белый тигр") и Сюань-у ("тёмная воинственность"). Каждое из этих понятий было одновременно и созвездием, и символом, имеющих графическое изображение.

Разработка астрологических теорий происходила на протяжении многих столетий. Многие концепции, лёгшие в основу дальнейших построений китайской астрологии, оставались анонимными или приписывались легендарным личностям. Однако ряд имён выдающихся астрологов нам известен. В VIII в. до н.э. жил И Хэ, врачеватель из царства Цинь, разработавший положение о шести состояниях энергии ци (инь, ян, ветер, дождь, мрак, свет), которые, "разделяясь, образуют четыре времени года, располагаясь в порядке, образуют пять последовательностей". Нарушение баланса шести ци ведёт к различным заболеваниям. Этот тезис И Хэ лёг в основу теории традиционной китайской астрологии и медицины.

Шесть ци: их качественная и количественная характеристика, соответствующие стихии и период года

Ци Количественная характеристика Качественная характеристика Начало периода

Цзюэинь (инь в себе) 1 инь Дерево, Ветер 23 января
Шаоинь (малая инь) 2 инь Огонь-князь 24 марта
Шао ян (малый ян) 1 ян Огонь-министр 24 мая
Тайинь (великая инь) 3 инь Почва, Влажность 24 июля
Янмин (янский свет) 2 ян Металл, Сухость 23 сентября
Тайян (великий ян) 3 ян Вода, Холод 23 ноября

Новый импульс развитию астрологических идей в Китае дало развитие религиозно-философских концепций конфуцианства и даосизма во второй половине I тыс. до н.э. Движение Солнца, Луны и пяти планет рассматривалось китайскими астрологами как их последовательное перемещение вдоль небесного экватора, разделённого на 28 сю. Не исключено и её заимствование из Индии, где небесный круг также делили на 28 стоянок Луны (накшатр). Однако, в отличие от индийской системы, сю измеряются вдоль экватора, а не вдоль эклиптики, и величины 28 сю неодинаковы. Звёзды некоторых созвездий выходят за границы одноимённых сю. Со второй половины I тыс. до н.э. формалистический рационализм древнекитайского государства искал себе санкции в идеях универсальных космических соответствий, выраженных зачастую в математически точной форме.

У син (пять "стихий") и их соответствия:

5 стихий Дерево Огонь Почва Металл Вода

6 ци Ветер Тепло, огонь Влажность Сухость Холод

5 планет Юпитер Марс Сатурн Венера Меркурий

5 сезонов (даты начал) Весна (23 января) Лето (6 апреля) Позднее лето (18 июня) Осень (30 августа) Зима (12 ноября)

10 "стволов" Цзя, И Бин, Дин У, Цзи Гэн, Синь Жэнь, Гуй

12 "ветвей" Инь, Мао Сы, У Чэнь, Сюй; Чоу, Вэй Шэнь, Ю Хай, Цзы

5 сторон света Восток Юг Центр (юго-запад) Запад Север

5 времён дня Рассвет Середина дня Конец дня Закат Полночь

5 вкусовых ощущений Кислое Горькое Сладкое Терпкое Солёное

5 плотных органов Печень Сердце Селезёнка Лёгкие Почки

6 полых органов Желчный пузырь Три обогревателя, тонкая кишка Желудок Толстая кишка Мочевой пузырь

12 энергетических каналов Ножные. Малый ян и инь в себе Ручные. Малая инь, великий ян,инь в себе, малый ян Ножные. Янский свет, великая инь Ручные. Великая инь, янский свет Ножные. Великий ян, малая инь

Я порождаю Огонь, жара, огонь-министр Почва, влажность Металл, сухость Вода, холод Дерево, ветер

Меня порождают Холод, вода Ветер, дерево Жара, огонь, огонь-министр Влажность, почва Сухость, металл

Я преодолеваю Влажность, почва Сухость, металл Холод, вода Ветер, дерево Жара, огонь, огонь-министр

Меня преодолевают Сухость, металл Холод, вода Ветер, дерево Жара, огонь, огонь-министр Влажность, почва

Цвет Синий (зелёный) Красный Жёлтый Белый Чёрный


Разработка доктрины, увязавшей концепцию взаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий приписывается Цзоу Яню (305 - 240 до н.э.) - ведущему представителю древнекитайской философской школы инь ян цзя, учителю правителя царства Янь Чжао-вана. Цзоу Янь распространил идею цикличности пяти "благодатей" на исторический процесс, связав её с этапами расцвета и деградации правящих династий и общества в целом. Взгляды Цзоу Яня получили развитие в философии Дуна Чжуншу (190 или 179 - 120 или 104 до н.э.), философа и гос. деятеля, придавшего конфуцианству характер государственной идеологии. Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и инь ян цзя. Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификация схемы - инь ян и у син - были сведены этим учёным в единую систему, охватывающую весь универсум. Ци наполняет Небо и Землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Схемы взаимодействия ян-инь и пяти стихий легли в основу счёта времени по шестидесятиричному циклу. В соответствии с этим циклом дни обозначались комбинацией одного из 10-ти знаков так называемого ряда "стволов" (гань) и одного из 12-ти знаков ряда "ветвей" (чжи). составлявшие его знаки соотносились с Землёй и имели соответствия среди 12 месяцев, часов суток, сторон света и животных "звериного цикла". Эта система составила основу позднейшей астрологии.

Система "небесных дворцов" (аналог западного Зодиака)

12 дворцов Земные "ветви" Сю

Изначальная пустота (юаньсяо) Цзы - крыса Вэй, Сюй
Звёздная запись (синцзи) Чоу - бык Нюй, Ню, Доу
Расщеплённое дерево (симу) Инь - тигр Цзи, Вэй
Большой огонь (дахо) Мао - заяц Синь, Фан, Ди
Звезда долголетия (шоусин) Чэнь - дракон Ган, Цзяо
Хвост перепёлки (чуньвэй) Сы - змея Чжэнь, И
Огонь перепёлки (чуньхо) У - лошадь Чжан, Син, Лю
Голова перепёлки (чуньшоу) Вэй - овца Гуй, Цзин
Истинное погружение Шэнь - обезьяна Шэнь, Цзуй
Большая балка Ю - петух Би, Мао, Вэй
Цзяньлоу Сюй - собака Лоу, Куй
Цзюйцзы Хай - свинья Би, Ши


Со времён династии Поздняя Хань астрологические знания стали считаться эзотерическими, в них посвящался только узкий круг придворных специалистов. Простым людям изучать астрологию запрещалось, поскольку считалось, что в руках людей с разрушительными идеями она может стать опасным оружием. Можно выделить три основных вида китайской астрологии:

придворная астрология, носившая в целом мунданный характер,
индивидуальное вычисление судьбы,
использование астрологии в медицине.
Китайская придворная астрология была почти исключительно астрологией предзнаменований. В астрологии предзнаменований Китая не было такого детерминизма, как в средневековой астрологии на Западе. Считалось, что всегда есть возможность предотвратить грозящие бедствия. Эта возможность наделяла астрологов сверхъестественной силой в оказании помощи империи во времена кризисов. Хотя природа неподвижных звёзд в средние века ещё не была точно определена, смещение звезды относительно её обычного положения получало астрологическую интерпретацию. Существовали также более простые, "народные" методы определения благоприятных и неблагоприятных дней и другие методики, прилагаемые к конкретному человеку, а не к глобальным событиям. К примеру, в старых китайских календарях указывалось, что второй день первого месяца - несчастливый, в третий день рекомендовалось активно заниматься торговыми делами; четвёртый день этого месяца считался благоприятным для бритья головы и т.п. Среди большого количества циклических схем, использующихся в Китае, упомянем о двух вариантах деления годичного цикла, играющих важную роль в построениях К.а. Примерные даты сезонов по современному григорианскому календарю:
Дун чжи Зимнее солнцестояние с 22.12 по 5.01

Сяо хань Малый холод с 6.01

Да хань Большой холод с 20.01

Ли чунь Начало весны с 4.02

Юй шуй Дождевая вода (Дожди и воды) с 18.02

Цзин чжи Пробуждение личинок (насекомых) с 6.03

Чунь фэнь Весеннее равноденствие с 21.03

Цин мин Чистый свет (Ясно и светло) с 5.04

Гуй юй Урожайные дожди (Хлебные дожди) с 21.04

Ли ся Начало лета с 6.05

Сяо мань Малая полнота (Малое изобилие) с 21.05

Ман чжун Колосящиеся всходы (Колошение хлебов) с 5.06

Ся чжи Летнее солнцестояние с 21.06

Сяо шу Малая жара с 7.07

Да шу Большая жара с 24.07

Ли цю Начало осени с 8.08

Чу шу Последняя жара (Конец жары) с 23.08

Бай лу Белые росы с 7.09

Цю фэнь Осеннее равноденствие с 23.09

Хань лу Холодные росы с 8.10

Шуан цзян Иней ложится с 23.10

Ли дун Начало зимы с 8.11

Сяо сюэ Малый снег с 23.11

Да сюэ Большой снег с 8.12


I4 ци (энергии), "двигающие" сезон, соотносятся со стихиями дерева (весна, восточная ци - тепло), огня (лето, южная ци - жара), металла (осень, западная ци - сухость) и воды (зима, северная ци - холод). Сезоны, соответствующие этим стихиям, длятся по 73.05 суток. 4 "промежуточных" ци связаны с почвой, им соответствует по 18.26 суток в первом месяце каждого из четырёх времён года. Приблизительная корреляция этих временных периодов с современным григорианским календарём выглядит следующим образом:

1 января - 2 марта Вода

3 марта - 20 марта Почва

21 марта - 3 июня Дерево

4 июня - 21 июня Почва

22 июня - 4 сентября Огонь

5 сентября - 22 сентября Почва

23 сентября - 3 декабря Металл

4 декабря - 21 декабря Почва

22 декабря - 31 декабря Вода


Анализируя роль религии в жизни китайцев и соотношении религиозных верований с астрологией, можно заметить следующую тенденцию: если буддизм (проникший в Китай в эпоху Средневековья) с его интересом к каждому живому существу совмещался с натальной астрологией, а даосизм с его поисками вечной жизни тяготел к медицинской и алхимической астрологии, то конфуцианство, будучи социально-ориентированный религией, совмещалось с астрологией предзнаменований, в которой присутствовали три замечательные особенности, характерные также для астрологии вавилонских жрецов:

эмпирический подход: ежедневные наблюдения небесных явлений были фундаментом астрологии предзнаменований в обоих культурах;
астрология носила государственный характер, клиентура астрологов была ограничена правителем и членами его семьи, интерпретации касались общественных, а не частных дел, астрологические материалы и данные включались в официальные записи, а глава астрологов имел очень высокий ранг и был советником правителя;
астрологическая информация была окружена высокой секретностью, поскольку имела отношение к национальной безопасности; пост астролога обычно передавался по наследству.
Буквальное название астрологии/астрономии в китайском языке - "наука о небесных узорах".


другие страницы


Дизайн и сопровождение © SE@RCHER 2005